Есть на Петроградской стороне не слишком протяженная (600 метров) и довольно неприметная улица, которая с 1927 г. носит имя революционера большевика Семена Воскова. Существует она с начала 18 в. и до 1927 г. называлась Большая Белозерская по названию Белозерского полка, расквартированного в этой части города в петровские времена. Протянулась она от Большой Пушкарской до Кронверкской и, действительно не блещет историческими постройками, но в самом начале улицы стоит дом под N 1. Сейчас в нем размещается музыкально- педагогический колледж. Взглянув на здание, вы сразу поймете, что оно имеет необычную историю. Построено оно в начале ХХ в. В романском стиле и предназначалось для размещения приюта для детей с психическими отклонениями и эпилептиков. А история возникновения этого приюта имеет полулегендарные корни.
Согласно преданию, когда-то на этом месте стоял дом семейства Грачевых. Семейство было достаточно зажиточным. Глава семьи служил маклером на бирже. В семье было двое детей: старшая дочь, Екатерина и сын Николай. Сын страдал тяжелой формой эпилепсии. Случилось так, что глава семьи разорился и не вынеся этого, скончался. Вскоре умерла и его супруга. Дети остались одни. Мальчику становилось все хуже.
Приступы следовали один за другим, у него отнялись ноги. Врачи предрекали, что во время одного из приступов он умрет. Мальчику было всего 13 лет.
В один из дней 1890 г., после особенно тяжелого приступа , когда Николай был в полубредовом состоянии ему явилась Богоматерь и сказала, что он должен пойти к чудотворной иконе "Всех скорбящих радости" (с грошиками). Икона эта находилась в церкви, расположенной на пр.Обуховской обороны (Шлиссельбургский тракт).
Николай рассказал об этом сестре. Дорога была неблизкая и для здорового человека, поэтому Катя не сразу поверила брату. Но, как говорится:"Утопающий хватается за соломинку". Это была для них хоть какая-то надежда. И она решилась. Не буду описывать как и сколько добирались они до чудотворной иконы, но предание гласит, что обратно домой Николай пришел самостоятельно.
Свидетелями чуда были сотни паломников и прихожан Скорбященской. Документально зафиксировал чудо архимандрит Игнатий (Малышев), основавший на месте Явления приют для детей с отклонениями.
Архимандрит Игнатий выкупил комнату, где мальчику явилась Богородица. Комната стала часовней, в которую для прихожан был проведен вход с улицы. Екатерина Грачева при помощи отца Игнатия собрала средства на открытие школы-приюта для больных детей.
Уже через 4 года в 1898 году состоялся первый экзамен воспитанников, на который были приглашены городские учителя. Результаты поразили собравшихся. Екатерина сама придумывала методики с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Учителя Петербурга поддержали Екатерину Грачеву, и при приюте была открыта дополнительная школа для больных детей, которые не могли учиться в обычных школах. Родители приводили детей в школу на день, а вечером забирали.
В 1901 году Николай Грачев постригся в монахи, а вскоре был рукоположен во диакона, затем, 8 октября, — в иеромонаха. С того дня он стал настоятелем и священнослужителем храма при приюте во имя Царицы Небесной.
В 1913 году было заложено новое каменное здание и для училища и для церкви.
На первом этаже располагалась больница (для детей в тяжелом состоянии), на втором жилые и игровые детские комнаты, на третьем учебные классы, на четвертом – кухня, баня, прачечная, комнаты для работников.
К 1917 году в доме содержалось около 200 детей. И находился он под особым покровительством императрицы Александры Федоровны.
Екатерина Константиновна Грачёва считается основоположницей в изучении олигофрении — она писала учебники и книги на эту тему.
После революции приют был закрыт и в его здании разместили музыкально-педагогическое училище. В церкви с замечательной акустикой - концертный зал.
В 1990 г. церкви была возвращена небольшая часовня . Она действует и сейчас, отдельно от музыкально-педагогического колледжа.
#историяпетербурга#историязданий#историяулиц#